ВАЗ 21116 двигатель является окончательной модернизацией силового агрегата 2111 и его модификации 21114 с увеличенным объемом. В результате проведенной заводом работы удалось сохранить объем двигателя 1,6 л, увеличив мощность до 90 л. с.
Характеристики
Тип двигателя | Бензиновый |
Мощность | 90 л.с. (66 кВт) |
Крутящий момент | 143 · при 3500 об/мин |
Объем | 1.6 л (1 597 куб. см.) |
Конструкция | рядный |
Тип топлива | бензин |
Система питания | Распределенный впрыск с электронным управлением |
Степень сжатия | 10.5 |
Диаметр цилиндра | 82 мм |
Ход поршня | 75.6 мм |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Бензин | АИ-95 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Свечи | А17ДВРМ, NGK BPR6ES |
Применяемость
Lada | Priora |
Модификации
Силовой агрегат 21116 является заводским тюнингом более ранних версий моторов. При его создании были использованы все возможные варианты усовершенствования, потому в дальнейшем модификация не проводилась.
Особенности конструкции
Задача, которая ставилась при разработке мотора 21116, заключалась в его форсировке — увеличении мощности по сравнению с версией 21114. Выполнена она была без корректировки схемы силового агрегата. Комплектование деталями осталось прежним, не понадобилось увеличение диаметра цилиндров расточкой, изменение длины хода поршней. Обошлись без изменения масляной магистрали, размещения коренных подшипников. Не затронут поршневой палец, то же и с шатунными шейками.
Среди главных особенностей агрегата — комплектация привода газораспределительного механизма (ГРМ) высоконадежным ремнем компании Гетс, гарантирующим 200 тыс. км пробега, что соответствует заявленному производителем ресурсу мотора. Необходимость этого вызвана установкой в моторе более тонких клапанов и возможности их загиба в случае разрыва ремня ГРМ. Последний способен работать при -40…+40°С.
Увеличению мощности агрегата способствовало снижение веса шатунно-поршневой группы. Она укомплектована:
- кольцами, имеющими высоту 1,2, 1,5, 2,0 мм;
- разработанными специально для двигателя поршнями;
- шатунными элементами от мотора марки 11194.
Остался классическим блок цилиндров с высотой 197,1 мм, для изготовления которого используется высокопрочный чугун, а поверхность цилиндров подвергается плосковершинному хонингованию (платохонигованию). Начало нумерации — от шкива коленчатого вала.
В агрегате 21116 используется головка блока цилиндров от вазовского мотора 11186, которая прошла модернизацию. Коснулось это:
- площадки, которой крепится катколлектор;
- механизма, регулирующего натяжение привода ГРМ;
- металлической прокладки, которая теперь толщиной 0,43 мм;
- камеры сгорания, которая стала выше на 1,2 мм;
- охлаждающих каналов, у которых возросло сечение и улучшился отвод тепла.
У двигателя:
- уменьшилась вибрации, он стал тише работать;
- снизился расход масла до 50 г/1000 км и топлива в смешанном цикле — до 7,2 л/100 км;
- новые:
- шкивы для коленчатого и распределительного вала;
- натягивающее устройство ГРМ, работающее автоматически;
- впускной модуль, имеющий Н-образную форму, что оптимизировало процедуру впуска и выпуска, привело к улучшению основных характеристиках агрегата — вырос крутящий момент;
- кронштейн крепления впускной системы.
Усовершенствования коснулись:
- Ресивера. На его входе появился электромеханический модуль, связанный с дроссельной заслонкой. Связь его с педалью газа выполнена проводом, а не тросиком. Благодаря этому появилась возможность контроля подачи в цилиндры воздуха, а не только топлива.
- Поршней:
- на их днище вместо лунки появилось углубление (мульда), что исключило образование микротрещин в утонченных местах;
- зоны первых поршневых колец подверглись дополнительному анодированию, что улучшило устойчивость при критических температурах;
- юбки получили графитовое покрытие, уменьшающее возможность образования задиров.
- Металлической прокладки. Она теперь 2-слойная, способна выдержать большее давление, увеличила надежность герметичности газового стыка. Снизилось необходимое усилие затяжки, что привело к уменьшению диаметра болтов, которыми стягивается головка с блоком цилиндров. В результате уменьшилась масса, деформация цилиндров.
- Водяного насоса. Он снабжен более надежными сальниками и подшипниками, имеет увеличенную производительность, приводной шкив под тонкий ремень.
- Катколлектора. В нем увеличили длину труб, сделали приплюснутой форму, развели потоки, что привело к снижению потерь и сопротивления.
Неисправности и ремонт
Конструкция ДВС простая, надежная. Самой неприятной ситуацией является обрыв ремня ГРМ, в результате чего поршни загибают клапаны. Исправление ее трудоемкое, дорогостоящее, возможно в условиях станции техобслуживания.
Кроме вышеуказанной, мотор не создает владельцам проблем при эксплуатации. Самые распространенные из неполадок:
- Силовой агрегат работает неуверенно. Это может быть из-за снижения компрессии, прогоревших клапанов. Устраняется заменой колец, клапанов.
- Повышается температура охлаждающей жидкости (ОЖ). Происходит такое из-за поломки термостата или помпы. Можно ограничиться ремонтом деталей или заменить весь узел на новый.
- Работа мотора происходит с перебоями, потерей мощности. Причину нужно искать в выработке свечей, обрыве высоковольтного провода. Устраняют ее заменой провода, свечей.
- Двигатель глохнет. Причина одна — сбой настроек клапанов, их тепловых зазоров. Проблема требует периодической регулировки последних через каждые 15-30 тыс. км пробега.
- Повышенный расход масла. Это может быть из-за слабого уплотнения клапанной крышки. Исправить можно, заменив уплотнение.
Достоинства и недостатки
В достоинствах двигателя 21116:
- Низкая себестоимость изготовления головки блока цилиндров.
- Увеличенная мощность.
- Увеличенный до 200 тыс. км ресурс ременного привода (ГРМ).
- Пониженный уровень шума.
- Возможность проведения капитального ремонта своими силами. Объясняется это:
- взаимозаменяемостью всех деталей;
- наличием 3 ремонтных размеров колец, гильз цилиндров, поршней;
- легким демонтажем навесных деталей, что исключает необходимость разборки части автомобиля.
Из недостатков специалисты отмечают:
- Большую стоимость оригинальной поршне-шатунной группы. Объясняется это ее изготовлением фирмой Federal Mogul, которая использует специальную технологию.
- Низкую экологичность мотора, который не отвечает даже требованиям экостандарта Евро 4.
- Завышенный производителем ресурс силового агрегата, о чем сообщают потребители.
- Дорогое обслуживание, что связано с рекомендациями ВАЗа выполнять капремонт оригинальными запчастями.
Обслуживание
Для поддержания нормальной работы производитель рекомендует проводить периодическое обслуживание двигателя. Процедуры привязаны к пробегу автомобиля и году его эксплуатации. Должны выполняться во времени по указанному критерию, который наступил раньше.
В перечне техобслуживания:
- Замена:
- ремня ГРМ через каждые 100 тыс. пробега и ремней, которые обеспечивают работу навесного оборудование через 200 тыс. (или 10 лет);
- моторного масла и масляного фильтра через 10 тыс. км или ежегодно;
- воздушного и топливного фильтрующего элементов через 40 тыс. км или, соответственно, через 1-2 и 2 года;
- жидкости охлаждения через 40 тыс. км или 1 раз в 2 года;
- кислородного датчика через 100 тыс. км пробега;
- свечей зажигания через 20 тыс. км или 1-2 года.
- Обслуживание аккумулятора, регулирование зазоров клапанов, проверка вентиляции картера через 20 тыс. км или, соответственно, через 1, 2 и 2 года эксплуатации автомобиля.
- Проверка через каждые 40 тыс. км или раз в 2 года:
- топливопровода, крышки бака;
- фитингов и шлангов охлаждения/обогрева;
- выпускного коллектора — ежегодно.
Тюнинг
Силовой агрегат имеет потенциал увеличения мощности на 30-50 л. с. без потери ресурса. Возможно форсирование до 150-200 л. с., но износ мотора при этом резко увеличится. Варианты тюнинга следующие:
- Замена штатной помпы устройством от компании Luzar, которое имеет металлическую крыльчатку. При малых затратах ресурс увеличивается в 2 раза.
- Обработка головки блока цилиндров фрезерованием с одновременным:
- улучшением впускной системы — в ней выравнивают длину каналов, устанавливают дроссельную заслонку для каждого цилиндра, снабжают фильтром нулевого сопротивления;
- доработкой выпускного коллектора- заключается в замене катколлектора пауком.
- Замена распредвала изделием Нуждин 10.93. Операция требует регулировки, сделать которую самостоятельно невозможно. Следует обращаться на СТО.
- Турбирование мотора. Установка турбины приводит к снижению эксплуатационного ресурса силового агрегата минимум на 20%. Варианты турбин (по росту стоимости затрат):
- бюджетная механическая — позволяет увеличить давление на 0,4 бара на высоких оборотах, для ее привода используется шкив коленвала;
- роторный нагнетатель, который обеспечивает увеличение давления на 0,7 бар не только на высоких, но и на низких оборотах.
Самым дорогим из последних является турбированный компрессор, эффект от которого наблюдается на высоких оборотах. Его присутствие приводит к необходимости частой смены фильтров и масла.