Бензиновый двигатель EZ30 применялся на легковых автомобилях Subaru Legacy (в вариантах В4 и Lancaster), Outback, а также внедорожнике Tribeca. Производство силового агрегата велось с 1999 года на моторном заводе Gunma Oizumi (Япония). В разные годы клиентам предлагались 2 версии мотора, отличающиеся мощностью и рядом конструктивных решений.
Модификации
Силовой агрегат встречается в нескольких вариантах:
- Первый серийный мотор нес обозначение EZ30; выпускался до 2003 года.
- Мотор с обозначением EZ30D представляет собой доработанную версию предшественника. Отличается установкой коллекторов с измененной геометрией, головками цилиндров, электронным дросселем и доработками в электрике. Внедрена новая система регулировки фаз и изменения положения клапанов (фирменные обозначения — AVCS и AVLS). В ряде источников агрегат обозначается как EZ30R. что неверно, т.к. официально компания Subaru не использовала такую маркировку. Мотор продержался на конвейере до 2009 года.
- С 2002 года выпускался агрегат EZ30F, предназначенный для комплектации модели Legacy B4 для некоторых рынков сбыта.
Характеристики
EZ30 | EZ30D (без фаз) | EZ30D (с фазами) | EZ30F | ||||
Объем | 3.0 л (2999 см3) | ||||||
Тип двигателя | Четырехтактный, с наддувом | ||||||
Тип топлива | Бензин | ||||||
Мощность, л.с | 220-250 | 220 | 245 | 245 | |||
Крутящий момент (макс), Н⋅м (кг·м) при об/мин | 289 (29) / 4400 297 (30) / 4200 304 (31) / 4200 310 (32) / 4200 | 289 (29) / 4400 | 297 (30) / 4200 | 297 (30) / 4200 | |||
Бензин | АИ-92, 95, 98 | АИ-95, 98 | АИ-95, 98 | ||||
Расход топлива, л/100 км | 8.6 – 10.2 | 8.6 – 12.3 | 8.6 – 12.3 | 12.1 | |||
Газораспределительный механизм | DOHC | ||||||
Расположение цилиндров | Горизонтальное | ||||||
Количество цилиндров | 6 | ||||||
Диаметр цилиндров, мм | 89.2 – 100 | 89.2 | 89.2 | 89.2 | |||
Клапанов на цилиндр | 4 | ||||||
Максимальная мощность, л.с при об/мин | 220 (162) / 6000 245 (180) / 7 245 (180) / 7000 250 (184) / 6600 | 220 (162) / 6000 | 245 (180) / 6600 | 245 (180) / 6600 | |||
Степень сжатия | 10.7:1 – 11:1 | 10.7:1 | 10.7:1 | 10.7:1 | |||
Ход поршня | 79 – 80 | 80 | 80 | 80 | |||
Выбросы CO2 | 286 | ||||||
Материал блока цилиндров | Алюминий | Алюминий | |||||
Материал ГБЦ | Алюминий | Алюминий | |||||
Производитель | Gunma Oizumi Plant | ||||||
Вес | 180 кг | ||||||
Очередность работы цилиндров | 1-6-3-2-5-4 | ||||||
Масло | 0W-30, 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40 | ||||||
Объем масла | 5.7 | ||||||
Интервал смены масла | 9,000 |
Применяемость
EZ30 | Legacy BH, BP, B4 BE, B4 BL Legacy Lancaster BH Outback BP |
EZ30D (без фаз) | Outback H6 Legacy GT30 Legacy Lancaster 6 Legacy RS30 |
EZ30D (с фазами) | Legacy 3.0R Outback 3.0R Tribeca |
EZ30F | Legacy BL |
Отличия EZ30 с фазами и без
Впускной коллектор двигателя старого образца выполнен из алюминия, новый — пластиковый. Конструкция примерно одинакова, за исключением некоторых особенностей.
В новом блоке цилиндров за счет увеличения количества кулачков на поршень до трех получилось повышение отдачи мотора как на низких, так и на высоких оборотах.
Конструкция выпускного коллектора претерпела значительные изменения для получения более высокого отклика от педали газа.
В итоге степень компрессии увеличилась до значения 10.7:1, повысив требования к качеству и октановому числу используемого топлива, а отсечка поднялась до 7000 оборотов.
Особенности конструкции
Все варианты мотора EZ30 представляют собой оппозитный 6-цилиндровый двигатель с подачей воздуха под атмосферным давлением. Мотор идет с оригинальным алюминиевым блоком цилиндров, который оснащен чугунными гильзами с толщиной стенок 2 мм. Блоки и гильзы на моторах разных модификаций идентичны. Ранний вариант мотора развивает мощность 220 л.с. (при 6000 об/мин) и момент 295 Н/м (при 4400 об/мин).
Основные параметры поршневой группы:
- диаметр цилиндра — 89,2 мм;
- ход поршня — 80 мм;
- рабочий объем — 2999 см³.
Блок укомплектован 2 алюминиевыми головками, имеющими разную конструкцию. В головках — по 2 распредвала; каждый цилиндр имеет по 4 клапана. Привод механизма газораспределения осуществляется 2 цепями различной длины, имеющими гидравлические башмаки для регулировки натяжения. Широкое использование алюминиевых сплавов позволило снизить вес мотора до 180 кг (в сборе с навесным оборудованием).
На обновленных моторах, пошедших в производство с 2003 года, стала использоваться модернизированная головка и механизм газораспределения. Для повышения мощности и момента введена система 3-ступенчатой регулировки высоты подъема клапанов. Изменение параметров происходит в зависимости от оборотов коленчатого вала. Регулировка выполняется при помощи дополнительных кулачков, имеющихся на распределительном вале впускных клапанов.
Доработкам подверглись поршни и шатуны, что отразилось на повышении степени сжатия с 10,1 до 10,7. Из-за высокой компрессии требуется использовать бензин с октановым числом не менее 98. Конструкция старого мотора допускала эксплуатацию на топливе типа А95 (с понижением мощности и риском возникновения детонации). Для учета количества поступающего в цилиндры воздуха применяется сенсор массового расхода (MAF). На моторах первых лет выпуска устанавливался сенсор абсолютного давления (MAP).
Поршни двигателей алюминиевые. На днище выполнены выемки, соответствующие по размерам тарелкам клапанов. При разрушении или растяжении цепи контакта между поршнем и клапанами не происходит. Коленчатый вал имеет 7 опор; вкладыши установлены между половинами картера, стянутыми анкерными болтами.
На ранних моторах используется впускной коллектор, изготовленный методом литья из алюминиевого сплава. Позднее стала применяться пластиковая деталь, оснащенная специальной камерой, подающей дополнительный заряд смеси в момент переключения передач. Каналы коллекторов оснащены механизмом регулировки геометрии, позволяющим повысить характеристики силового агрегата.
В выпускных коллекторах ранних моторов установлено 3 датчика кислорода (по 1 возле головок и дополнительный сенсор — на месте соединения выхлопных труб). На поздней модели стали применять 4 датчика, смонтированных симметрично на коллекторах.
Из-за доработок на модернизированных моторах сдвинута планка максимальных оборотов: до 7000 об/мин против 6500 об/мин на ранних моделях. Максимальная мощность 245 л.с. достигается при 6600 об/мин, а пик крутящего момента составляет 310 Н/м (при 4200 об/мин). Расход топлива, никогда не являвшийся сильной стороной моторов EZ30, остался неизменным. Например, Outback 2008 года расходует в городском режиме 15-17 л топлива.
Для привода навесного оборудования применяется единый поликлиновый ремень. Навесные агрегаты расположены на верхней части силового агрегата. Система зажигания оснащена индивидуальными катушками, установленными в свечных колодцах.
Неисправности и ремонт
К проблемам двигателей относится:
- Появление шума или металлического лязга от цепного привода ГРМ. Причиной является вытягивание цепи или повреждение натяжного устройства. Ремонт заключается в комплектной замене деталей привода. Встречается проблема разрушения клапанов сброса давления, установленных в натяжителях. При замене деталей необходимо обеспечить надежную фиксацию.
- Перегрев силового агрегата в летнее время или при работе с кондиционером. Причиной является пробитая прокладка под одной из головок или воздушные пробки в магистралях. Для проверки необходимо проехать несколько километров по трассе, а затем перейти на режим движения, соответствующий городскому ритму. После начала роста температуры проверить уровень жидкости. Большое увеличение количества антифриза в бачке указывает на его выдавливание через неплотности в прокладке.
Другим способом регулировки температурного режима двигателей поколения EZ30 является установка дополнительного масляного радиатора и алюминиевого 2-рядного теплообменника для антифриза.
Обслуживание
Рекомендованный заводом интервал замены масла составляет 15 тыс.км или 1 год. Для увеличения ресурса силового агрегата рекомендуется уменьшить его до 7,5 тыс.км. Используется синтетическое масло с вязкостью 0W-30, 5W-30/5W-40 или 10W-30/10W-40. Применение других сортов жидкости не рекомендуется. Емкость картера двигателя составляет 7,2 л; для замены хватает 5,7-6,0 л, поскольку сливается не вся жидкость.
Свечи меняются через 105 тыс.км, но при тяжелых условиях эксплуатации новые детали устанавливаются на меньшем пробеге. Воздушный фильтр подлежит замене через каждые 30 тыс.км. Для моторов применяется охлаждающая жидкость Subaru Super Coolant, имеющая ресурс всего 2 года или 30 тыс.км.
Ресурс мотора зависит от регулярности проведения обслуживания и октанового числа используемого бензина. Завод-изготовитель не публикует официальную информацию по долговечности своей продукции. Ряд силовых агрегатов имеют пробег по 300-350 тыс.км при сохранении заводской поршневой группы и вкладышей коленчатого вала.
Тюнинг
Для поднятия мощности атмосферного двигателя применяется установка модернизированного выхлопного коллектора, переходящего в прямоточный выпуск. Плюсом конструкции станет приятный звук выхлопа и прибавка 15-20 л.с. Возможно использование альтернативного программного обеспечения для блока управления, но большего эффекта можно добиться путем установки нагнетателей.
Версия глубокой переделки в турбо подразумевает снижение степени сжатия до 8,4-8,6. Для этого приходится устанавливать альтернативные поршни и шатуны. Рекомендуется установить доработанные клапаны вместе с приводами, а также применить усиленные шпильки крепления головок. Для наддува используются турбокомпрессоры Garrett, к которым требуется подвести масляные магистрали. Штатные гильзы используются при малом давлении наддува. Если планируется повышать мощность более чем до 400 л.с., то следует применить усиленные гильзы.