Мотор модели EJ205 устанавливался на автомобилях Subaru моделей Forester и Impreza WRX, а также на мелкосерийном SAAB 9-2X. В основе двигателя лежит блок силового агрегата EJ20, который впервые появился на автомобилях Субару в 1989 году. Модернизированная версия мотора (внутренний код проекта Phase II) начала выпускаться в августе-сентябре 1998 года. Двигатель использовался на машинах до 2005 года.
Характеристики
Тип двигателя | бензиновый |
Мощность | 170 — 250 л.с. (125 — 184 кВт) |
Объем | 1994 куб. см. |
Конструкция | оппозитный |
Тип топлива | бензин |
Топливная смесь | Впрыскивание во впускной коллектор/Карбюратор |
Система питания | турбо/охладитель нагнетаем.воздуха |
ГРМ | DOHC |
Привод ГРМ | Зубчатый ремень |
Тип охлаждения | жидкостное |
Степень сжатия | 8 : 1 |
Диаметр цилиндра | 92 мм |
Ход поршня | 75 мм |
Количество цилиндров | 4 |
Количество подшипников коленчатого вала | 3 |
Количество клапанов | 16 |
Применяемость
Subaru | Forester SF, SG Impreza GM, GC, GF, GD, GG Impreza WRX GC, GF, GL, GD, GG |
Saab | 9-2X |
Модификации
На основе мотора производились версии, которые отличаются типами трансмиссии и перечнем навесного оборудования:
- модификация для полного привода с ручной коробкой;
- версия для полного привода с автоматической коробкой;
- с насосом гидроусилителя;
- с насосом и компрессором кондиционера;
- возможны другие вариации, отличающиеся наличием или отсутствием нейтрализатора отработавших газов, типом компрессора и т. д.
Базовый блок и система газораспределения одинаковы. Моторы отличаются настройками топливной аппаратуры и компрессора. Мощность агрегатов составляет от 170 до 228 л. с. при 5600-6000 об/мин, крутящий момент — 240-300 Н/м при 3200-4400 об/мин. Опознать модификацию мотора, установленного на автомобиле, сложно даже специалисту. Это связано со спецификой производственного процесса Subaru — на одной модели может применяться несколько десятков модификаций мотора.
Особенности конструкции
Некоторые параметры моторов:
- минимальный вес мотора — 147 кг;
- диаметр клапана впуска газов — 36 мм;
- диаметр клапана выпуска газов — 32 мм;
- заводской норматив расхода масла — до 1 л на 1000 км пробега.
Двигатель EJ205 построен по оппозитной схеме с горизонтальным расположением цилиндров. Блоки цилиндров изготовлены из алюминиевого сплава, внутри установлены сухие гильзы из специального чугуна. Для улучшения охлаждения использована схема с открытой сверху рубашкой охлаждения. Коленчатый вал имеет 5 опор, оснащенных сменными вкладышами. Из-за плотной компоновки ширина опор невелика.
Из-за особенностей компоновки применяются 2 раздельные головки цилиндров, выполненные из алюминия. Впускной коллектор расположен над двигателем. Выпускные трубы проходят вдоль масляного поддона. Генератор и прочее навесное оборудование расположены в передней верхней части мотора. Привод агрегатов осуществляется 2 поликлиновыми ремнями.
В каждой головке расположено по 2 распредвала. На цилиндр приходится по 4 клапана, которые оборудованы гидравлическими компенсаторами зазоров. Впускные и выпускные клапаны расположены по разным сторонам головки. Привод механизма газораспределения выполнен единым ремнем, имеющим ресурс до замены 100 тыс. км. Распределительные валы мотора EJ205 имеют измененный профиль кулачков, обеспечивающий улучшенный газообмен.
Дополнительно применен модернизированный блок управления работой двигателя, предоставляющий повышенную мощность и крутящий момент. На Impreza WRX используется контроллер с переключаемыми программами работы двигателя. Память устройства рассчитана на 3 режима.
На моторах для Forester и Impreza WRX применяются турбокомпрессоры Mitsubishi с разной производительностью и давлением наддува. Кроме этого, встречаются варианты, оснащенные турбинами IHI от последующих версий мотора. Степень сжатия составляет от 8 до 9 ед. (в зависимости от модификации). Поршни, изготовленные из алюминиевого сплава, имеют сниженный вес. Для повышения износостойкости введено молибденовое покрытие поверхности.
На поздней версии мотора для Impreza WRX в полости впускного коллектора установлены регулируемые заслонки TGV, которые перекрывают каналы во время запуска. Снижение проходного сечения позволяет снизить выбросы вредных веществ в атмосферу. По мере прогрева двигателя заслонки открываются. На части моторов EJ205 установлена оригинальная система регулировки фаз газораспределения AVSC (только для вала впускных клапанов).
Официально заявленный изготовителем расход топлива составляет 12,1 л на 100 км (в смешанном режиме движения). По факту мотор расходует в городском режиме до 15-17 л бензина и более. Объем зависит от общего состояния двигателя, стиля езды, а также доработок силового агрегата.
Неисправности и ремонт
Для мотора EJ205 характерны следующие проблемы:
- Повышенный износ задних цилиндров из-за локальных перегревов и масляного голодания. Проблема проявляется в виде стука, который пропадает по мере прогрева силового агрегата. Но прогрессирующий износ вскоре вызывает шум при работе и горячего мотора. Проблема решается только проведением капитального ремонта.
- Просачивание масла через уплотнительные прокладки клапанных крышек и через лобовой сальник. Ремонт заключается в замене уплотнительных деталей. Дополнительно течь масла усиливается из-за засорения системы вентиляции картера. Отмечены случаи выдавливания сальников коленчатого вала.
- Повышенный расход масла из-за особенности конструкции. Напряженный режим работы двигателя требует постоянного контроля уровня и замены жидкости через каждые 7500 км пробега.
- Неравномерный износ гильз в точках давления поршней. Со временем форма цилиндра становится овальной, ухудшается компрессия и возрастает расход масла. Дефект возможно исправить только в ходе капитального ремонта.
При соблюдении регламентных работ и спокойной эксплуатации ресурс мотора составляет 150-200 тыс. км. Непременным условием является использование бензина с октановым числом не ниже А95. Регулярная агрессивная езда и поднятие характеристик негативно сказываются на ресурсе узла, который выходит из строя через 15-20 тыс. км.
Регламент обслуживания и эксплуатация
Рекомендованный график обслуживания двигателя:
- После проведения капитального ремонта первая замена масла выполняется через 1-1,5 тыс. км. Одновременно устанавливается новый фильтр. Объем масла для замены зависит от времени выпуска мотора и модификации. На агрегатах для Forester в картер входит 4,0 л, для WRX — 4,5-5,0 л.
- Следующая смена масла и фильтра выполняется через 7500 км. Рекомендуется заменить воздушный фильтр и провести контрольный замер давления масла в магистралях.
- При последующем обслуживании дополнительно меняется топливный фильтр, проводится визуальный осмотр всех трубопроводов и проводки. Из-за большого числа модификаций мотора не имеется четких предписаний по замене элементов двигателя.
Для двигателя допускается использование синтетического масла с вязкостью:
- 0W-30;
- 5W-30 или 5W-40;
- 10W-30 или 10W-40.
Тюнинг
Доводка двигателей заключается в увеличении давления наддува и обеспечении надежной смазки и отвода тепла. Штатная турбина заменяется компрессором VF30, который дополняется более производительным промежуточным охладителем воздуха, расположенным на передней части машины. Применяется усиленная поршневая группа и коленчатый вал от моторов с рабочим объемом 2,5 л.
Дополнительно устанавливается доработанный впускной коллектор STI с иным фильтрующим элементом и форсунки с увеличенной производительностью. Соответственно меняется топливный насос и помпа подачи масла. Радиатор системы охлаждения имеет увеличенную рабочую поверхность. Грамотная настройка компонентов позволяет увеличить мощность до 300-320 л. с. при сохранении ресурса силового агрегата.
Дополнительно практикуется наращивание рабочего объема до 2,12 л. Для этого применяется коленчатый вал с уменьшенным ходом поршня. В кривошипно-шатунном механизме используются детали с уменьшенным весом и повышенной жесткостью.